Тропою Феттеля и Квята: почему по трассе в Сочи надо ездить самому

23.01.2015

b_560523.jpgb_560524.jpgb_560525.jpgb_560526.jpgb_560527.jpgb_560528.jpgb_560529.jpgb_560530.jpgb_560531.jpgb_560532.jpgb_560533.jpgb_560534.jpgb_560535.jpgb_560536.jpgb_560537.jpgb_560538.jpgb_560539.jpgb_560540.jpgb_560541.jpgb_560542.jpgb_560543.jpgb_560544.jpgb_560545.jpgb_560546.jpgb_560547.jpgb_560548.jpgb_560549.jpgb_560550.jpgb_560551.jpgb_560552.jpgb_560553.jpgb_560554.jpgb_560555.jpgb_560556.jpgb_560557.jpg
Самый современный автодром в России не особо впечатляет: одни и те же бетонные стенки, одни и те же 90-градусные повороты. Mazda MX-5 - тоже вроде не самый быстрый и совершенный спорткар в мире. Но стоит проехать один круг - и восторгом рискует захлебнуться даже самый безнадежный скептик. Словосочетания "Гран При России" и "трасса в Сочи" на протяжении последних лет вызывали у меня отторжение - при всей моей любви к автоспорту и готовности смотреть гонки сутки напролет. На мой взгляд, у государства есть задачи поважнее чем делать гражданина Великобритании по фамилии Экклстоун (чье состояние оценивается примерно в 5 миллиардов долларов) богаче то ли на 40, то ли 50 миллионов баксов в год - такова примерная сумма ежегодного взноса за право провести гонку "Формулы-1". И построенные на частные средства автодромы - чтобы их пересчитать, кстати, скоро не хватит пальцев на руках - вызывают у меня гораздо большее восхищение, чем сочинский трек, появившийся в результате освоения бюджетных средств. Одним словом, я - не тот человек, которого сам факт присутствия на самой современной и самой совершенной гоночной трассе страны заставит млеть и делать селфи пачками. Но когда я ставлю руль прямо на выходе из очередного поворота и разгоняю "боевую" Mazda MX-5 по направлению к следующей точке торможения, меня переполняет не гнев в адрес власть предержащих и не сожаление о потраченных казенных деньгах. Мой мозг в этот момент наполняет - причем "под самую пробку" - одна-единственная эмоция, большинству известная под названием "восторг".  Болтовой каркас безопасности, установленный на Aori, является исключительно средством защиты гонщика; на жесткость кузова он не влияет, а значит - никакого выигрыша в управляемости на дает. Впрочем, при внимательном рассмотрении на дне этой бочки восторга наверняка нашлось бы несколько капель удивления. Ведь сочинский автодром до последнего момента - до апекса первого пройденного в боевом режиме поворота - строит из себя скромника: даже не пытается намекнуть, насколько увлекательной будет езда по его 5854 метрам асфальта. На схеме трассы - какой-то "клуб анонимных поворотов": в куче похожих друг на друга 90-градусных выделяется лишь затяжная левая дуга, огибающая площадь с олимпийским факелом. Пешая прогулка также не слишком впечатляет: в поле зрения сплошь бетонные стены и металлические сетки - и окружающие трассу дворцы спорта сквозь эту "паутину" смотрятся уже не особо впечатляюще. То ли дело - расположенная в карьере трасса под Казанью, где трехмерный, с крутым спуском "поворот мужества" сразу дает понять, что даже профессионал поначалу будет проходить его с использованием кратких, но емких междометий. А если подняться на верхний край "каньона", весь "Казань-ринг" будет лежать у твоих ног вкупе с ближними и дальними окрестностями. Одним словом, и до открытия сочинской трассы имелись на российских автодромах живописные виды, захватывающие дух участки, длинные прямые и быстрые повороты со скоростью на апексе за 150 км/ч. Постоянные посетители этих автодромов (и профессионалы, и завсегдатаи любительских турниров), впрочем, жаловались периодически, что скоростных дуг и тягунов меньше чем хотелось бы. Те же, кто в Мячково или на "Смоленское кольцо" выбирается пару-тройку раз в год, отмечали другую особенность российских трасс - они не слишком широкие. Я сам помню это не особо приятное ощущение, когда идеальная траектория видится тонким канатом, шаг мимо которого "сливу" подобен. Быстрого мужчину от неуклюжего мальчика отделяют считанные сантиметры: самую малость опоздал с торможением, морда чуть-чуть заплужила - и ты уже вне игры. А то и вне асфальта - скачешь сначала по поребрику, потом по кочкам в зоне безопасности. И надо сказать, ощущение, что у тебя нет права на ошибку, порой сильно портило настроение: вроде бы приехал за адреналином, азартом, удовольствием - а в итоге оказываешься "на измене" на входе чуть ли не в каждый поворот. Каждый второй поворот руля - микромомент истины, заканчивающийся либо "уф, пронесло", либо "ну вот, опять".  Ориентироваться среди однотипных 90-градусных поворотов сочинского автодрома некоторым помогают спортивные сооружения, между которыми петляет трасса. Сочинская трасса тоже поначалу напугала, когда российские кольцевики приступили к тестам накануне очередного этапа национальной серии РСКГ - первых соревнований на новом автодроме. Первый тестовый день запомнился несколькими авариями - да такими, после которых пилоты снимались с еще не начавшейся гонки, так как оперативно восстановить машины возможности не было. Петербуржец Владимир Удаленков весь сезон не появлялся на отечественных треках, сдул пыль со своего Ford Fiesta только по случаю открытия сочинского автодрома - и отстрелялся уже в четверг, уложив автомобиль на крышу в четвертом повороте. Глядя на трассу, практически на всем протяжении представляющую собой коридор из двух бетонных стен, многие накануне выходных делились нехорошими предчувствиями: мол, если нескольких машин недосчитались по результатам первых же тестов - чего ждать от гонок, где пойдет борьба за позиции и очки? Но оказалось, что истинных виновником четверговых аварий был намочивший асфальт дождь. А проходившие в сухую погоду гонки удивили как раз тем, что чрезвычайно плотная борьба (где из-за разницы в передаточных числах КПП пилоты могли дважды поменяться позициями за одну прямую) оказалась еще и на удивление безаварийной. И все благодаря ширине трассы. После увлекательного этапа РСКГ состоялся скучноватый, но долгожданный и в целом прошедший на ура Гран При России, а вслед за профессионалами обживать новый автодром начали и любители: по ходу одного из этапов турнира Maxpowercars (участники которого сражаются за лучшее время круга), а чуть позже - в финале ежегодного Mazda Sport Cup. Главные герои последнего - владельцы обычных серийных Mazda, чья верность японской марке вознаграждается бесплатным участием в увлекательном соревновании. Причем это вовсе не разборки отмороженных спорстменов, для которых модельный ряд Mazda состоит из одной-единственной модели - родстера MX-5. Дойти до финала и сорвать главный куш имеет шансы даже тот, кто ездит на большом кроссовере CX-9 и ни разу в жизни не ездил быстрее 110 км/ч. Чем дальше, тем меньше успех команды (а соревнуются в Mazda Sport Cup именно команды) зависит от умения быстро ездить. Теперь тут надо проявлять образованность, вспоминая, до какого возраста стыдно доживать гусару по мнению наполеоновского генерала Лассаля. Демонстрировать хорошую спортивную форму, зависая минут на десять в стойке. Быстро-быстро закрывать ладонями загорающиеся лампочки по ходу теста на реакцию. А в главном событии финала - многочасовой гонке - расход топлива важен теперь не меньше, чем пройденная до взмаха финишного флага дистанция!..  Поначалу на Mazda Sport Cup каждый сам за себя, но в основных заездах между собой соревнуются команды - поэтому не обходится без мозговых штурмов, изощренной тактики и пит-стопов для смены пилота. Впрочем, тот, кто недостаточно быстр, имеет шансы выезжать из пит-лейна исключительно за рулем самой обычной Mazda3. Это не трагедия - восторг от сочинской трассы вполне можно испытать и с помощью не прикидывающегося гоночным болидом хэтчбека. Но здесь все рвутся в кокпит Aori - подготовленных специально для Mazda Sport Cup и занятий в Академии скорости Mazda родстеров MX-5, избавленных от "лишних" деталей вроде мягкого верха и шумоизоляции, а также сменивших стандартную подвеску на более жесткую. На комплименты легкой, послушной и отзывчивой машине не скупятся даже профессиональные гонщики, которых Mazda по традиции приглашает в команды на роли тренеров. Впрочем, на российском кольце сейчас в абсолютном большинстве переднеприводные машины - и для привыкших к вечной борьбе со сносом пилотов готовая помести хвостом заднеприводная MX-5 становится своего рода глотком свежего драйва. Пьют большими глотками, не задумываясь о нюансах и не пытаясь отловить блох в управляемости Aori… Составленная сплошь из 90-градусных поворотов трасса не кажется скоростной, но есть же еще и прямые. Если на других автодромах гонщики "Туринга" - самого быстрого класса российского кольца - не разгоняются быстрее 205 км/ч, то в Сочи в конце дальней дуги они к моменту удара по тормозам едут со скоростью под 230. Организаторы Mazda Sport Cup выложили на прямых ретардеры, где при объезде конусов поневоле приходится сбрасывать скорость - но когда в конце прямой при включенной четвертой передаче стрелка тахометра уже готова дотянуться до отсечки, чувствуешь легкий мандраж. Удар по тормозам, прожать педаль до упора и держать - а теперь, плавно отпуская (переключиться вниз), повернуть руль, чуть газу, довернуть руль - чуть больше газу, - проскочить апекс и сразу же педаль в пол и - пошла-пошла-пошла - распускаешь машину в сторону внешнего поребрика, не дожидаясь, когда внешние колеса коснутся края бело-красной мельтешни… При этом заднеприводная MX-5 порой подыгрывает тебе, в момент распускания скользя в нужную сторону всеми четырьмя колесами. Вряд ли это помогает ехать быстрее, но эта едва заметная нота - из тех, что превращают изумительный вкус в совершенный.  Чтобы в попытках отыграть ценные секунды участники не забывали о безопасности, организаторы установили минимальное время пит-стопа - 3 минуты. Этого участникам хватает с большим запасом, и у пилотов нет искушения запрыгивать в машину с риском вывихнуть конечности или выезжать на трассу, пристегиваясь на ходу. Поворот проходишь залпом, на одном дыхании - без привычной по узким трассам паузы, когда чуть тронув педаль газа в районе апекса, не можешь сразу уложить ее в пол (даже при легком переборе с газом машину сразу потащит наружу), а ждешь-ждешь-ждешь - целых томительных полсекунды! - момента, когда сможешь забросить стрелку тахометра на правую часть шкалы. Прохождение скучной на вид цепочки из похожих друг на друга 90-градусных поворотов на деле оказывается увлекательным и азартным занятием. Особенно тем, кто только начинает осваиваться на гоночных трассах и не может похвастаться стабильностью.  Во-первых, однотипность поворотов начинающим только в плюс - за один круг ты успеваешь добрый десяток раз выполнить одно и то же типовое упражнение. Куда проще и удобнее набивать руку, чем там, где каждый поворот себе на уме: за круг успеешь подзабыть, что к чему - и перед каждой точкой торможения надо все вспоминать по новой. Во-вторых, ширина трассы придает уверенности и позволяет не бояться ошибок. Казалось бы, вот она, бетонная стена - начинается от самого края асфальта, но чтобы долететь до нее (по крайней мере, на не особо мощной MX-5 Aori), надо целенаправленно отключить голову и совершить руками и ногами что-то абсолютно нелогичное. Если запоздать с торможением или чересчур рано нажать на газ, это неизбежно скажется на времени круга - но у пилота при этом не будет ощущения, что все пропало, что он совершил наитягчайший грех и навек вписал себя в число криворуких дилетантов. На некоторых трассах начинающий порой только и делает, что злится на свою неуклюжесть, рискуя оперативно потерять вкус к быстрой езде. На сочинском автодроме отсутствие наработанных навыков не мешает вам понять и в полной мере прочувствовать, в чем кайф гонок, почему ради участия в них некоторые жили в трейлере и почему "выбирай: гонки или я" - не самое умное предложение, которое девушка может сделать своему молодому человеку.  Мест, где приходится тормозить по-настоящему жестко, на сочинской трассе мало - с другой стороны, на коротких прямых диски не успевают о Скорость дает о себе знать - раньше казавшаяся весьма жесткой Aori кренится совсем не по-гоночному, что добавляет остроты ощущениям. К счастью, крен нарастает плавно - даже если руль нарочито резко дергать, родстер плавно наклоняется, а не "проваливается" набок. Нетрудно догадаться, что самый впечатляющий отрезок трассы - дуга вокруг факела, где боковые перегрузки достигают максимума. На машинах участников национального чемпионата из-за этих перегрузок моторное масло "прислонялось" к одной из стенок картера и не могло добраться до маслозаборника. Пока додумались заливать вдвое больше масла чем обычно, спалили добрый десяток движков… Ничего удивительного: не заметить на приборке соответствующую контрольную лампочку - проще простого. На скоростной дуге и без этого есть чем заняться. Машина припадает на правый бок, ты через силу наклоняешь корпус влево (фиксируя тело по диагонали выжавшей газ до упора правой ногой и вдавившейся в гоночный "ковш" правой ягодицей), мотор ревет по всю ивановскую в двух шагах от отсечки, приморский воздух свистит, гудит и шипит на все лады - и среди этой затяжной свистопляски ставший сверхчувствительным вестибулярный аппарат пытается уловить момент, когда начнут скользить задние колеса. И не улавливает: хотя скорость уже далеко за сто и вроде бы самое время мести хвостом, MX-5 удерживается на дуге - и когда в конце этой бесконечной дуги выпрямляешь траекторию, лишь необходимость жестко и четко затормозить перед третьим поворотом не дает потерять голову от восторга. Тут тебе и скорость, и мнущие тело перегрузки, и азарт, и ощущение хождения по грани - и вдобавок все хорошо кончается! Конечно, на широченной дуге не так просто отыскать идеальную траекторию - но ключевые ощущения все те же: даже будучи любителем, даже понимая, что от по-настоящему быстрых пилотов тебя отделяют световые годы, ты думаешь о хорошем, а не переключаешься в режим перманентного самобичевания.  Пилотировать MX-5 Aori - одно удовольствие, но восторг от езды по сочинской трассе способна подарить и вроде бы "овощная" Mazda3 - да и любая дорожная машина, на которой двигатель не взрывается при попытке раскрутить его до отсечки, а тормоза не "поплывут" после первого же сильного удара по педали. Объезжая олимпийский факел, не надо поднимать ногу с педали газа. А вот в "эске" на подъезде к пожарной части стоит резко осадить машину: тут ширина трассы обманчива - вторая часть "эски" кажется очень быстрой, а на деле MX-5 легко уходит в глубокий занос и на короткую прямую выезжает боком. Внутри ряда поворотов кроме привычного поребрика есть не сразу заметные, но крайне коварные бетонные холмики - Удаленков перевернул свой Ford, именно зацепив такой холмик задним колесом. Все эти наблюдения и советы актуальны не для какой-то группы избранных, будь то профессиональные пилоты, журналисты или участники следующего Mazda Sport Cup. При наличии сравнительно небольшой суммы денег промчаться на Aori по самой современной российской трассе может кто угодно: дюжина родстеров теперь будет базироваться в Сочи и использоваться для тренингов существующей не первый год академии вождения Mazda. И эта скромная новость радует больше чем исторический факт проведения первого российского Гран При. Ведь как бы выгодно ни была расположена самая роскошная VIP-ложа, самый лучший вид на гоночную трассу все равно открывается из кокпита мчащейся по ней гоночной машины.  Фотогалерея Mazda Sport Cup 2014 в Сочи34 фото

Источник: Авто.Вести.Ru