О дисках

Литые колесные диски

 

Литые колесные диски

Современные легкосплавные колесные диски по технологии изготовления делятся на кованые и литые, по типу используемых материалов – на магниевые и алюминиевые.
Выпускаемые ранее диски из титановых сплавов не получили распространения из-за сложности производства и высокой себестоимости, хотя отличались наибольшей прочностью, достаточной пластичностью и устойчивостью к коррозии. 
Менее распространена и кованая продукция: большинство выпускаемых сейчас легкосплавных колесных дисков (до 95% продукции) изготавливаются методом литья.
 

Особенности производства литых дисков

Технология изготовления современных литых дисков включает следующие этапы:
  1. Расплавленное сырье (магниевый или алюминиевый сплав) заливают в формы до остывания.
  2. Заготовки подвергаются термической обработке, которая подразумевает нагрев отливки до 500 – 550С, что превышает температуру фазового превращения.
  3. Закалка после выдерживания при высокой температуре завершается быстрым охлаждением отливки в водной среде. Теперь заготовка имеет неустойчивое по своей кристаллической структуре состояние сплава.
  4. Для требуемого структурного равновесия отливки нагреваются до150 – 220С и выдерживаются при заданной температуре от трех до девяти часов.
  5. Диски охлаждаются в воздушной среде.
  6. На финальной стадии продукция подвергается механической обработке, на ее поверхность наносится защитное покрытие. 
Сегодня самым популярным сырьем при производстве литых дисков является сплав на основе алюминия. Такая продукция обладает существенными преимуществами по сравнению со стальными изделиями, однако ей присущи и некоторые недостатки.
 

Преимущества литых дисков

Главным достоинством данной технологии производства диска является максимальная экономия расхода материала, что в свою очередь позволяет снизить себестоимость изготовления каждой единицы товара. 
Легкость используемых при литье сплавов также высоко ценится покупателями литых дисков: чем легче неподрессоренные части автомобиля, тем меньше ударные нагрузки на кузов при движении по неровной дороге, выше эксплуатационные характеристики автомобиля в целом, а также становится более плавным его ход. Кроме того, использование легких литых дисков позволяет улучшить условия работы подвески, повысить управляемость и устойчивость любого транспортного средства при движении на больших скоростях и при выполнении маневров.
Уменьшение массы колеса идет на пользу динамике автомобиля, потому что в таком случае для разгона и торможения требуется меньше времени, следовательно, топлива расходуется тоже меньше. В конечном счете увеличивается и срок службы основных агрегатов и систем автомобиля: двигателя, тормозной системы, трансмиссии.  
Хотя малый вес и является одним из основных преимуществ литых дисков, перечень плюсов данной продукции на нем не заканчивается. 
Не менее важными в условиях высокой конкуренции сегодня становятся декоративные характеристики дисков, многообразие вариантов их дизайна. В частности, некоторые бренды предлагают сейчас свыше ста вариантов дизайна литых дисков всех востребованных типоразмеров для самых разных автомобилей.
  • Алюминиевые диски
Такие диски на 10 – 20% легче изделий из других сплавов, обладают высокой теплопроводностью, за счет чего обеспечивают наилучшее охлаждение при торможении. Со временем на поверхности дисков из алюминиевого сплава образуется защитная оксидная пленка, благодаря которой изделию не страшна коррозия и разрушение под действием вредных сред.
Алюминиевые диски сегодня изготавливаются с высокой точностью, которая обеспечивает отличную балансировку колеса, улучшение виброакустических  характеристик автомобиля. При использовании алюминиевых дисков и правильной их балансировке меньше подвержены износу подшипники ступиц,  шарниры деталей подвески, рулевой привод и даже шины. 
  • Диски из магниевых сплавов 
Литым дискам из магниевых сплавов  (в основном это легированные сплавы металлов – магния с алюминием) присущи все преимущества алюминиевых аналогов. Кроме того продукция характеризуются повышенной прочностью по сравнению с алюминиево-кремниевыми дисками, при этом она еще легче. 
 

Недостатки литых дисков

Существенным минусом технологии производства литых дисков является низкая прочность отливки, обусловленная ненаправленной кристаллической структурой металла. 
Для компенсации этого недостатка производители увеличивают толщину стенок диска. Поскольку требования, предъявляемые к качеству колесных дисков достаточно высоки, это ограничивает применение способов литья. Повышенные прочностные характеристики обеспечивает литье под низким давлением, именно этот способ сегодня является одним из самых рентабельных.
  • Алюминиевые диски
При всех своих неоспоримых плюсах диски из алюминиевых сплавов обладают и заметными недостатками. 
Одним из наиболее существенных минусов данной продукции является ее низкая пластичность, из-за которой сильные ударные нагрузки на диск могут привести к появлению трещин и даже его разрушению. При этом ремонт дисков практически невозможен.
  • Диски из магниевых сплавов
К сожалению, магниевые диски, как и алюминиевые, обладают низкой пластичностью. К тому же у них имеется еще один существенный недостаток – их весьма низкая устойчивость к коррозии, из-за которой производители дополнительно используют различного рода защитные покрытия в несколько слоев. Именно этот минус дисков из магниевых сплавов стал причиной их меньшего распространения: сегодня такая продукция выпускается в малых количествах.

Производители шин и дисков