Популярные статьи

Колесные диски и условные обозначения на них

Размеры колесного диска обычно измеряются в дюймах. Это посадочный диаметр – меряется между краями обода в тех местах, где их касается шина. Второй размер – это ширина обода, определяемая как дистанция от одной бортовой закраины колеса до противоположной. Измеряется она по внутренним поверхностям и показывает ширину профиля шины, которую можно поставить на данный диск.

Хамп – это выступ на закраине по всей ее длине, предназначенный для более надежного крепления бескамерных шин. Впрочем, хампа может и не быть вовсе – если на ободе есть специальная полка для крепления шины.

В миллиметрах измеряются следующие параметры колесных дисков:
- DIA – это диаметр центрального посадочного отверстия, который измеряется на внутренней (крепежной) стороне диска (т. н. привалочная плоскость);
- PCD – диаметр окружности, на которой располагаются центры отверстий для крепления диска;
- ЕТ – т. н. вылет, определяемый как размер промежутка между привалочной плоскостью (см. выше) и плоскостью, делящей пополам обод по его посадочной ширине. Вылет может быть нулевым, положительным или отрицательным.

Величина DIA и диаметр посадочного выступа ступицы машины должны соответствовать друг другу, особенно если диск выполнен из стали. Однако для легкосплавных дисков существуют специальные центровочные кольца, позволяющие надежно закрепить на ступице диск с DIA большим, чем размер выступа ступицы.

Величина PCD очень важна, поэтому есть несколько стандартных диаметров этих центров, и допуск для этого параметра очень мал.

Величину ЕТ также надо учитывать при замене колес. Возможны разные варианты подходящей замены колес, список таких замен составляется фирмой-производителем для каждой модели автомобиля. Рекомендуется, чтобы вылет нового колеса не более чем на пять миллиметров отличался от вылета исходного колеса. Отрицательным вылетом обычно характеризуются колеса транспорта повышенной проходимости.

Определение величины PCD

Стандартные диаметры расположения центров крепежных отверстий могут отличаться друг от друга лишь незначительно, а знать эту величину надо совершенно точно. Поэтому замеры обычно проводятся штангенциркулем – измеряется расстояние между центрами двух максимально удаленных друг от друга крепежных отверстий. Если всего отверстий, к примеру, четыре или шесть, то измеренное расстояние и будет равняться PCD. А если, например, пять, то для получения PCD измеренное расстояние надо будет умножить на поправочный коэффициент.

Условные обозначения на дисках

Все перечисленные выше параметры, характеризующие диск, можно записать одной строкой вида 4.5 J R15 H2 ЕТ46 4х112х57.1. Впрочем, некоторые из величин могут быть пропущены, или может отличаться порядок их расположения. В этой строке:
- 4.5 – ширина обода, в дюймах;
- J (другие варианты – K, L, JJ, JK) – обозначение конструкции бортовых закраин обода, эта информация может заинтересовать главным образом специалистов и мало на что влияет, чаще всего никак не ограничивая выбор шин;
- R15 – посадочный диаметр, в дюймах – между ним и аналогичным параметром выбранной шины должно быть полное соответствие;
- H2 (других возможных вариантов очень много) – обозначение конструкции хампов, этот параметр тоже не слишком значим, а хампы, например, могут быть простыми или двойными (H или H2), плоскими, асимметричными и комбинированными (FH, AH и CH соответственно) и др.;
- ЕТ46 – величина вылета, в миллиметрах;
- 4х112 – количество крепежных отверстий и величина PCD. Крепежных отверстий на легковых машинах бывает от трех до шести, а величина PCD нового диска должна быть такой же, как у изначального – иначе колесо будет закреплено ненадежно, а при езде начнет сильно вибрировать;
- 57.1 – величина DIA, в миллиметрах. Она не может быть меньше, чем диаметр выступа ступицы – колесо просто не удастся установить. Если же она больше, для установки такого колеса понадобятся переходные кольца.

Также обычно на диски наносят:
- название или логотип фирмы-производителя;
- дату выпуска (с точностью до недели, указывается номер недели в году и две цифры года, например, 0799);
- клеймо ОТК и клеймо рентгеновского контроля (второе – только для литых дисков);
- клеймо национального органа стандартизации;
- максимально допустимую нагрузку на диск, в фунтах или килограммах;
- иногда – максимально допустимое давление в шинах;
- для кованых дисков – условное обозначение способа производства.


Производители шин и дисков