Популярные статьи

Современные шины и их классификация

Изобретателем шин считается Дж. Б. Данлоп, и свое изобретение он сделал в 1888 году. Материалом для создания первой шины послужила смесь резины и парусины. По словам самого изобретателя, это приспособление он придумал для снижения уровня шума при езде, а также для более плавного движения транспортного средства. Свое изобретение Данлоп сразу же установил на детский велосипед маленького сына, для которого, собственно, и старался. Тогда это было пневматической или велосипедной шиной, а автомобильной шиной творение Джона Данлопа стало лишь через несколько лет.

Сейчас шина является непременной и функционально значимой частью любого автомобильного колеса. Она крепится к ободу и представляет собой гибкую оболочку, сделанную из ткани, металла и резины. Шины улучшают сцепление колеса с дорогой, а также минимизируют вибрации транспортного средства, которые возникают из-за наличия на дорожном покрытии небольших впадин и выступов. Часть шины, которая в каждый момент касается дороги, образует так называемое пятно контакта.

Типы классификаций современных шин

Помимо обыкновенных пневматических шин, сейчас есть также шины сплошные, эластик и безопасные (с усилением боковин) – это классификация шин по конструкции.

Также различают шины со стальным кордом или с кордом из нейлоновых (капроновых) волокон.

Еще современные шины можно разделить по виду камеры на камерные (обычные) и бескамерные.

По расположению нитей корда их делят на диагональные и радиальные, выделяя отдельно диагонально опоясанные – как нечто среднее.

Также шины бывают обычного (тороидные шины), низкого и широкого профиля, плюс арочные шины и пневмоколесные катки – разделение по типу профиля.

Еще шины разделяют по давлению в них – на четыре группы, от сверхнизкого до высокого (аэростатные шины); давление в шинах может и регулироваться.

Существует классификация по сезонам – шины зимние, летние и универсальные – всесезонные. Зимние шины бывают с шипами и без.

И еще одна классификация – по виду протектора: слики, «РС», микст, а также шины дождевые, дорожные, универсальные, шины увеличенной проходимости.

Отдельно выделяют пневматические шины с контейнером. Ниже эти классификации будут раскрыты более детально.

Классификация шин по конструкции

Цельнорезиновая шина, которой не страшны никакие проколы, называется сплошной. Массово использовались подобные шины очень давно, в начале истории автомобилестроения. Сейчас они применяются в немногих специфических устройствах, а также в детских велосипедах.

Полупневматические шины типа «эластик» раньше ставились на опорные катки танков, чтобы увеличить мягкость их хода. Они и сейчас применяются в танкостроении.

Обычная пневматическая шина – это, по сути, герметично закрытая емкость с воздухом под давлением.

Шины с боковой поддержкой (run-flat) называют безопасными, так как даже без воздуха они способны выдерживать машину. Стоимость таких шин довольно велика.

Классификация шин по типу корда

Распространены шины с кордом из металлической проволоки – со стальным каркасом. Другой вариант – шины с кордом из нитей нейлона или капрона. Они почти на треть легче аналогичных шин с металлокордом, к тому же, восстанавливают прежнюю форму после боковых механических воздействий, а при сильном износе в них нет риска повреждения камеры колеса нитями корда.

Классификация шин по виду камеры

Обычные камерные шины (с отдельной резиновой камерой внутри) раньше были очень распространены. Сейчас же они применяются только в некоторых грузовиках.

Гораздо чаще используются бескамерные шины. Это также пневматическая шина, но камеры в ней нет – слоем специальной воздухонепроницаемой резины покрывается внутри сама шина. Такие шины меньше весят, более надежны и удобны.

Классификация шин по направлению нитей корда

В диагональных шинах каркас образован слоями нитей корда. Их количество всегда парное, так как нити соседних слоев каркаса должны пересекаться, чтобы центровка всей шины не нарушалась. Угол наклона нитей корда (как в каркасе, так и в брекере) – 30 – 40 градусов.

В шинах «R» – радиальных – нити корда не перекрещиваются, а идут от борта к борту. Такие шины не отцентрованы по профилю. Они «гибче» первых, автомобиль с ними лучше слушается руля. Также эти шины выдерживают несколько большие нагрузки. Однако, они дороже первых.

Диагональная опоясанная шина – компромисс между первыми и вторыми. Нити корда в ней располагаются под большим углом – порядка 60 градусов.

Классификация шин по профилю

Профиль шины (в процентах) можно рассчитать, разделив ее высоту на ширину и умножив на сто.

Профиль от 51 до 80 процентов называют обычным. Давление в таких шинах чаще всего не регулируется, они могут быть как камерными, так и бескамерными, и ставятся обычно на автомобили, предназначенные для дорог общего пользования.

Профиль от 30 до 50 процентов считают низким. Такие шины никогда не имеют камер и ставятся обычно на легковые машины.

Профиль от 25 до 30 процентов называют арочным. Такие шины обычно снабжаются большими грунтозацепами и ставятся на сельскохозяйственную технику.

В шинах с широким профилем он увеличен еще в 1,5-2 раза. Такие шины могут быть с камерой и без, давление в них может регулироваться. У этих шин обычно каркас и борта укреплены дополнительно.

В пневмоколесных катках оболочка самой шины (из резины и корда) очень тонкая и эластичная, а давление в ней – очень низкое. Это нужно для того, чтобы техника с такими шинами не повреждала грунт и не оставляла колеи. Также у таких шин очень широкий профиль.

Классификация шин по регулированию давления

В большинстве применяемых сейчас шин давление не регулируется. Ставятся такие шины и на легковые автомобили, и на грузовики. Но выпускаются и специальные шины, давление в которых можно регулировать посредством предназначенных для этого систем, если они есть в машине. Такие шины имеют более широкий профиль, слоев корда в них меньше, а между ними есть прослойки из мягкой резины. У таких шин лучше сцепление с грунтом, они более эластичны, с ними удельное давление машины на грунт будет меньше. Также они могут снабжаться большими грунтозацепами. В них можно не только регулировать давление и поддерживать его на требуемом уровне, но и постоянно подавать воздух – чтобы шины не реагировали на мелкие повреждения.

Классификация шин по давлению в них

Давление воздуха в шинах на уровне приблизительно 0,5 – 0,8 атмосфер считается сверхнизким, 1 – 4 атмосферы – низким, 4 – 6 атмосфер – средним, больше 6 атмосфер – высоким. В некоторых шинах (см. выше) давление может регулироваться.

Классификация шин по сезонности применения

Специальные сезонные шины – летние и зимние – отличаются друг от друга практически всем, включая рисунок протектора и состав резины.

Оптимальная температура воздуха для летних шин – приблизительно +10 градусов. Их можно использовать и на сухих, и на мокрых дорогах, но при понижении температуры резина таких шин становится излишне твердой, ухудшая управляемость автомобиля и увеличивая его тормозной путь.

Резина зимних шин, как правило, более мягкая. Однако при повышении температуры она становится чересчур мягкой, так что сцепление машины с дорогой ухудшается, да и износ самих шин возрастает. Такие шины также подходят и для мокрой, и для сухой погоды, а еще для дорог, покрытых снегом, грязью, снежной кашей и др.

Кроме того, зимние шины часто делают шипованными, располагая в них специальные шипы. Такие шины наилучшим образом подходят для езды в гололед, так как шипы увеличивают дополнительно сцепление колес с дорогой.

Классификация шин по типу протектора

Универсальные шины имеют универсальный рисунок протектора и лучше всего подходят для езды по проселочным грунтовым дорогам, или же по дорогам с улучшенным покрытием.

Дорожные шины имеют дорожный рисунок протектора, они наилучшим образом подходят для скоростных магистралей, так как такой рисунок протектора улучшает сцепление шины с дорожным покрытием при движении на повышенной скорости.

Шины повышенной проходимости имеют рисунок протектора повышенной проходимости. Такие шины хорошо подходят для внедорожников, так как автомобиль с ними сможет хорошо ехать по мокрой траве, по рыхлому снегу или скользкому грунту.

Дождевые шины имеют особенный рисунок протектора, благодаря которому из пятна контакта выдавливается лишняя вода, а колесо как бы «присасывается» к дороге – за счет возникновения вакуума. Это сводит к минимуму риск срыва автомобиля в «планирование» по тонкой пленке воды на дороге.

Слик и псевдослик – шины с гладким протектором, подходят для езды по сухому и качественному асфальту.

Микст – гоночные шины для езды по мокрой трассе или при небольшом дожде. Это нечто среднее между сликами и дождевыми шинами.

Шины «РС» – нити каркаса в таких шинах располагаются радиально, а протектор дополнительно армируется стальным кордом. Протектор является съемным и состоит из нескольких отдельных колец – от одного до трех. Кольца протектора в такой шине занимают нужное положение и надежно в нем закрепляются во время накачивания шины.

Шины с кольцевым контейнером

Этот тип шин является отдельным, не входящим ни в какие классификации. Внутри таких шин находится кольцевой контейнер со специальным герметиком. При повреждении камеры полученный прокол немедленно герметизируется, а давление в шине быстро приходит в норму за счет испарения состава.


Производители шин и дисков